Рубрики
Главная
Сны и сновидения
Мифы
Гадания
О любви и отношениях
Сонник
Толкование снов
Образы наших сновидений
    Каждый человек знает, что сны отражают наше подсознание, поэтому способны поведать нам о глубинных переживаниях, проблемах и конфликтах. В этой статье представим некоторые распространенные образы сновидений, которые имеют психологическую интерпретацию.
Сонник культурного человека
    Казалось бы, так легко истолковать сновидение, но на самом деле – это не такое простое занятие. Что же необходимо для правильной интерпретации, увиденного во сне? Сон – это совокупность тех или иных образов и действий, но для его толкования нужно выделить только самые яркие и запоминающиеся события.


Гадания

Приметы и поговорки


                                Введение


       Постигая многоликий и непредсказуемый мир, человек всегда стремился не пропустить, те, особые знаки и символы, с помощью которых окружающее пространство  - незримый мир благосклонных и враждебных сил - заявляет о себе. Многовековой опыт общения человека с природой, позволил обнаружить особые закономерности и выделить их следствия в особый разряд верований и предписаний, которые требовали неукоснительного соблюдения. Одни из них помогали предугадать изменения погоды и предсказать, каков будет урожай; другие — предостерегали от таких поступков и действий, которые повлекли бы за собой|, неблагоприятные последствия; третьи — способствовали процветанию в делах и здоровью, поскольку верно подмечали и отражали движениe природных сил. Весь этот богатый опыт закрепился и сохранился в народе в виде примет и поверий.
      Само слово «примета» восходит к глаголу «примечать», то есть улавливать неявную, тонкую и даже сакральную связь между предметами явлениями, внешне как будто бы не связанными между собой. Принято считать, что приметы и поверья — это сохранившиеся до наших дней осколки некогда целостной картины мира, на которую опирались наши предки. Такая картина объясняла устройство мироздания, возникновение жизни, культурных благ (покорение огня, овладение ремеслам и т.д.), тайны рождения и смерти. Из памяти поколений стерлись многие мифологические и магические представления о космосе, но значительная часть представлений и поверий, которые издревле окружали человеческую жизнь и хозяйственную деятельность, продолжают жить сознании современного человека.
     Поверья и приметы, являясь частью мифологических представлений наших предков, основываются на магическом мышлении, присущем древнему человеку. Два основных принципа такого мышления состоят в следующем:
1) подобное производит подобное (закон подобия);
2) вещи, соприкасавшиеся хотя бы один раз, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта (закон соприкосновения или заражения).
       Исходя из закона подобия, наши предки делали вывод, что они могут добиться любого желаемого действия путем простого подражания ему. На этом законе основывается, например, поверье о том, что чем выше прыжки через купальский костер, тем выше уродится пшеница; если яйца под наседку класть из меховой шапки, то вылупившиеся цыплята будут хохлатыми и мохнатыми и т.д. По определенному «поведению» окружающих предметов (скрипу половиц, падению ножей или вилок и т. д.) можно также предугадать те или иные события (болезнь кого-либо из домочадцев, приезд нежданного гостя и т.п.), предсказать погоду и даже судьбу (замужество, смерть, рождение ребенка).
      На основе закона заражения строится следующее убеждение: все то, что будет проделано с предметом, окажет прямое воздействие на человека, которому эта вещь принадлежала или с которым находилась в соприкосновении. На этом основании рекомендуется не разбрасывать обрезанные волосы или ногти или не давать другим мерить свое обручальное кольцо, чтобы не потерять верность супруга.
      Поверья и приметы существуют не только у всех народов земного шара, а у многих они даже довольно схожи между собой. Этот факт часто ука¬зывает на общий источник происхождения того или иного верования. Во-первых, поверье, возникшее еще в древности, до разделения наро¬дов, нередко сохранялось и после их разъединения. Во-вторых, родив¬шись у одного народа, поверья могли распространяться и на другие вследствие различных контактов (торговых, культурных и т.д.). В-треть¬их, сходные поверья, относящиеся к первоосновам человеческой жизни (рождение и смерть, охота, скотоводство и земледелие), могли воз¬никать у разных народов независимо друг от друга.
       Высокомерное презрение многих современников к народным приметам и поверьям нередко оказывается лишь маской. Осмеять ведь всегда легче, чем попытаться последовательно и основательно опровергнуть то или иное укоренившееся поверье. В действительности же большая часть тех, кто презрительно насмехается над всеми народными суевериями без разбора,— сами верят им втихомолку и, на всякий случай, не одалживают денег в понедельник и не здороваются через порог.
      В. Даль, посвятивший многие годы исследованию русского фольклора, писал: «Если и смотреть на поверья народа вообще как на суеверие, то они не менее того заслуживают нашего внимания, как значительная частица народной жизни. Это путы, кои человек надел на себя — по своей ли вине, или по необходимости, по большому уму, или по глупости,— но в коих он должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным. Но где и когда можно или должно сделать то или другое — этого нельзя определить, не разобрав во всей подробнос¬ти смысла, источника, значения и силы каждого поверья. И самому глупому и вредному суеверию нельзя противодействовать, если не зна¬ешь его и не знаком с духом и с бытом народа».
      Трудно предположить, что поверья, пережившие тысячелетия и при¬нятые миллионами людей за истину, изобретались без всякого смысла и толка. Как утверждает В. Даль, если и встречаются поверья, рожденные одним только вымыслом, то их очень немного, и даже у этих поверий есть какой-нибудь источник.
      Часть поверий — остаток или памятник отдаленных языческих времен. Они дошли до нас потому, что стали органичной частью народного сознания, сохранившейся в первозданном виде несмотря ни на какие нововведения, начиная с христианизации Руси и заканчивая внедрени¬ем новейших информационных технологий XXI века. Следует отметить, что основная часть аграрных, т.е. связанных с земледелием, поверий и обрядов сложилась уже в дохристианский период. Все верования такого рода основаны на деле, на опыте и замечаниях. Они верны и справед¬ливы, составляют мудрость народа, а потому знать их и руководствоваться ими во многих случаях полезно.
      К остаткам язычества также относят приметы и поверья, связанные с персонифицированными духами — домашнего очага (домовым), леса (лешим) и воды (русалками).
      Особенно многочисленны приметы, связанные с домовым, который по народным представлениям добродетельнее прочих духов, так как он «от черта отстал, а к людям не пристал». Известен даже обычай «закармливания» или «задабривания» домового на Ефрема Сирина (10 февраля по новому стилю), чтобы он холил и лелеял скотину и берег хозяйство.
      Некоторые поверья, по мнению В. Даля, придумывались для того, чтобы заставить малого и глупого делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее.
      Особое место занимают поверья, отражающие дух времени, игру воображения, иносказания – одним словом, народная поэзия.        Пытливый разум, не находя причины различных явлений, в особенности бедствий и несчастий, прибегает к помощи воображения, олицетворяя их с капризными силами природы, на которых нет ни суда,  ни управы, - и на душе его как будто становиться легче.




Страницы: 1 2 3 4 5 6