Рубрики
Главная
Сны и сновидения
Мифы
Гадания
О любви и отношениях
Сонник
Толкование снов
Образы наших сновидений
    Каждый человек знает, что сны отражают наше подсознание, поэтому способны поведать нам о глубинных переживаниях, проблемах и конфликтах. В этой статье представим некоторые распространенные образы сновидений, которые имеют психологическую интерпретацию.
Сонник культурного человека
    Казалось бы, так легко истолковать сновидение, но на самом деле – это не такое простое занятие. Что же необходимо для правильной интерпретации, увиденного во сне? Сон – это совокупность тех или иных образов и действий, но для его толкования нужно выделить только самые яркие и запоминающиеся события.


О любви и отношениях

Зловещее очарование туфельки


Чего уж лучше, знаем сами,
Слыть мудрецами, храбрецами,
Роскошней быть, чем первый франт,
Иметь, какой-нибудь талант,
Определенный небесами.
Все, это, можно заслужить,
Но, лучшие дары, пребудут бесполезны,
Пока не вздумает за нас поворожить
Хоть кумушка, хоть куманек любезный…

 

Шарль Перро.   Другая мораль к сказке «Золушка, или туфелька, отороченная мехом»   

 

 

франт 

 

     Как часто в кабинетах психотерапевтов, семейных консультантов, в телевизионных шоу, фильмах, обыденных разговорах, приходиться слышать от женщин, знакомую фразу,
- Все мужчины перевелись, где же те «принцы», «рыцари» которые описаны в литературе, мелькают на экранах телевизоров и.т.д. В этих словах чувствуется тоска по  Великому Муж-чине, Герое.
      Постараемся разобраться в этом, надо сказать, непростом вопросе. Понятно, что невозможно полностью осветить все стороны столь обширнейшей проблемы взаимоотношения полов, но один часто повторяющийся архетипический мотив превращения Золушки в Принцессу, и по-иска Принца, часто встречающийся в психотерапевтической практике, невозможно обойти стороной.
                                                     
  

 


       Ф.М.Достоевский, в «Братьях Карамазовых», говорит словами Ивана, - Миром правит Авто-ритет, Чудо, и Тайна. Безусловно, в иерархии архетипов, архетип Тирана обладает безуслов-ной властью, и занимает доминирующее положение в пантеоне архетипов. Как наивысшее проявление активной, творческой воли он, выступает в роли архетипа Самости. Диссоциация архетипа, требует вмешательства архетипической энергии с большим потенциалом. Другими словами, диссоциация любого архетипа, нивелируется архетипической энергией Самости, ко-торая в момент поляризации выступает как Тиран (Правитель). Архетипическую драму проти-воположностей,  невозможно разрешить на сознательном уровне (это не бытовая проблема, которую может решить мировой судья). Непримиримые  архитипические противоположности «заключаются» в бессознательное (так называемый процесс герметизации конфликта). После отбывания некоторого «срока заключения», говоря метафорически, слово предоставляется Правителю, архетипу Тирана, (Самости) который и выносит Соломоново решение. Такое уре-гулирование конфликта противоположностей на уровне бессознательного психического слоя, символически представлена в форме сизигии (священного брака) архетипических фигур Коро-ля с Королевой, Принца с Принцессой, которые символизирует высшую степень примирения враждующих сторон, его lisis (разрешение).
     В архетипе Золушки, архетипическая полярность представлена  диадой, служанка-хозяйка, принцесса-плебейка, богачка-нищая. На мой взгляд, эта архетипическая диада на уровне сознания в какой то степени, персонифицирует социальное расслоение. Напряженность полюсов в этой диаде, формирует бессознательный аттитьюд, ориентированный на достиже-ние блага и устранение социального неравенства. Очевидно, что метаморфоза Золушки в Принцессу, происходит по закону (открытому греческим философом Гераклитом) энантио-дромии, переходу любых поляризованных феноменов или явлений в собственную противопо-ложность.  Таким способом психика, гипостазируя конфликт, стремится к устранению напря-жения биполярных сторон архетипа.
     Можно  рассматривать архетип Золушки, как проявление комплекса неполноценности, формирующегося в личном слое бессознательной психики женщины в процессе ее воспита-ния. С точки зрения индивидуальной психологии А.Адлера, комплекс Золушки  компенсирует сознательную установку инфантильного стремления к превосходству (власти). Архетип Зо-лушки, представляет бессознательную неполноценность личности, которая проявляется в со-циуме, как подчинение любому объекту, который хоть в малой степени обладает атрибутами власти. Если объект не обладает реальной властью, то воздействие бессознательного комплек-са, через механизм проекции  приписывает ему эту власть насильно. Архетип Золушки, фор-мирует пассивный тип поведения женщины. В более широком смысле,- подчиненное положе-ние женщины, которое соответствует ожиданиям патриархального мира. 
     Персонификацией архетипа Золушки в сновидениях являются фигуры нищей, служанки, ра-быни и.т. д.
Вот несколько типичных сюжетов сновидений, где выявляется мотив Золушки:
     1.« Я работаю на поле. Поле напоминает мне нашу дачу. Упорно копаю яму, даже не понимая, зачем мне это нужно. Затем перехожу в другое место и начинаю снова копать. Я просто выби-ваюсь из сил, и хочу прекратить бессмысленное занятие, но что-то мне подсказывает, что ра-боту надо продолжать».
     2.    «К нам в гости должны прийти гости, кажется, приятели родителей. Мама меня торопит, гово-рит, что если я не приготовлю к приходу гостей праздничный торт, то я не выйду замуж, т.к. среди гостей может быть мой потенциальный муж, но я ни когда не делала торт! Я беру из ящиков что попало, и начинаю лихорадочно все смешивать. Мама осуждающе смотрит на ме-ня».    
    3.    «Какая-то незнакомая женщина приводит меня в заброшенный дом. Мы долго ходим по кори-дорам. Вдруг женщина исчезает, и я остаюсь одна в огромной комнате. Вижу кругом беспоря-док, по всюду разбросаны старые вещи. У меня возникает желание убраться в комнате, не знаю почему, но мне кажется, что в этой комнате мне предстоит жить довольно долгое время».
    В приведенных сновидениях довольно четко прослеживается сюжетная линия сказки «Золушка», ее первой части. Обязательным условием в первой стадии трансформации лично-сти является кропотливое «делание», казалось бы, на первый взгляд бесполезных вещей. Вдруг, совершенно неожиданно для самой себя, женщина принимается за работу, которую она раньше никогда не делала или не планировала, например: генеральную уборку, вязание, вы-шивание и.т.д... Мужчинам этот аттитьюд (установка, готовность психики действовать или реагировать в определенном направлении) так же не чужд. В таких случаях  они начинают за-ниматься починками бытовых вещей, ремонтом, который ранее, раз за разом откладывали на неопределенное будущее. Такой период в жизни является подготовкой к инициации (переходу на другую ступень развития личности). В бессознательном в этот период скапливается психи-ческая энергия противоположная консервативной установке сознания, но так как идея, цель скачка окончательно не сформирована, возникает состояние, которое можно охарактеризовать, как «зависание». Такое «зависание» как правило, сопровождается  повышенным эмоциональ-ным фоном возникающем из столкновения двух противоположных энергетических тенденций: энергии консервативной установки Эго-комплекса, и энергии бессознательного, «подталки-вающей» Эго к изменениям, прогрессу.
     Если Эго попадает под воздействие негативного родительского комплекса, архетипиче-ским ядром которого является архетип Великих Родителей, то формируется запрещающая, скептическая установка, задачей которой является обесценивание всего нового (мотив ста-реющего Короля). Женщина, находящаяся  под влиянием негативной стороны архетипа Вели-ких Родителей (негативный senex), надевает на себя маску безразличия, спокойствия и покор-ности. Чувства и мысли, питающиеся бессознательной архетипической энергией негативного родительского комплекса, запрещают ей радоваться жизни. Кажется, что такой женщине ни кто в мире не может угодить (мотив царевны Несмеяны). Любое  новое явление в ее жизни вы-зывает установку с типичным паттерном поведения - тревожное любопытство с оглядкой по сторонам в надежде получить оценку своим действиям (надо понимать «Великих родителей»), затем скептическое обесценивание происходящего с ней, эмоциональный всплеск с после-дующим чувством вины. Но в случае встречи со своим «Принцем», такая женщина способна на «бунт» против всех и вся.
   Воздействие положительной энергии родительского комплекса, формирует в  женщине –  лю-бознательность, осторожность, взвешенность, обдуманность, иронично веселое отношение к себе и окружающим.




Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9