Рубрики
Главная
Сны и сновидения
Мифы
Гадания
О любви и отношениях
Сонник
Толкование снов
Образы наших сновидений
    Каждый человек знает, что сны отражают наше подсознание, поэтому способны поведать нам о глубинных переживаниях, проблемах и конфликтах. В этой статье представим некоторые распространенные образы сновидений, которые имеют психологическую интерпретацию.
Сонник культурного человека
    Казалось бы, так легко истолковать сновидение, но на самом деле – это не такое простое занятие. Что же необходимо для правильной интерпретации, увиденного во сне? Сон – это совокупность тех или иных образов и действий, но для его толкования нужно выделить только самые яркие и запоминающиеся события.


Мифы

Сказка о Финисте ясном соколе


 

 

сокол

 

 

 

    Богатый вдовый купец имеет трех дочерей. Младшая дочь – его самая любимая. Старшие дочери просят привезти обычные подарки, а младшая – подарить ей перышко Финиста ясна сокола (которое позже превращается в прекрасного царевича). С ним девушка общается по ночам тайком от отца и старших сестер. Днем царевич становится соколом и улетает прочь, но каждый вечер возвращается к своей возлюбленной. Чуя неладное, старшие сестры стараются возбудить у отца подозрение, подкараулив младшую, но это им не удается: чувствую опасность, царевич тут же превращается в перышко. Тогда завистницы идут на хитрость: они втыкают в раму окна сестры острые ножи и иголки. Сокол не может попасть к своей подруге. Израненный и раздосадованный, он улетает прочь, говоря ей на прощание следующее: "…Если вздумаешь искать меня, ищи за тридевять земель в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня…".
    Так оно и происходит. Узнав о коварстве сестер, девушка горюет по возлюбленному и отправляется его искать. Изнашивая каждую пару башмаков, ломая посох и съедая просвиру, она каждый раз получает от помогающих ей трех старушек весьма полезные и ценные подарки: золотое веретенце, серебряное блюдечко с золотым яичком и золотое пялечко с иголочкой, которые в подходящий момент она поменяет на три ночи с любимым. Наконец, красная девица узнает, где живет Финист ясный сокол, который к тому времени женился на просвирниной дочери. Желая увидеть своего возлюбленного, купеческая дочь нанимается к просвирне в работницы. Просвирнина дочь в обмен на подарки разрешает провести работнице три ночи со своим мужем, предварительно опоив его сонным зельем. Тот крепко засыпает и не может проснуться, чтобы узнать свою прежнюю любовь. В последнюю, третью ночь девушка заливается горючими слезами, отчаявшись разбудить своего возлюбленного. Одна из слезинок попадает ему на щеку и, почувствовав ожог, тот сразу просыпается. Увидев девушку, он "так радуется, что и сказать нельзя". Узнав от нее, что та претерпела, пока его не нашла, он понимает, что девушка выполнила его условия. Они покидают дом просвирни, спасаясь бегством от нее и дочери, и возвращаются домой. Там они по прежнему скрывают от всех свои отношения, но время от времени появляются на народе в царском облачении. При этом их не могут узнать ни отец, ни сестры. Наконец девушка обо всем рассказывает отцу, и все завершается свадьбой.

 

     Комментарии

   В первую очередь, следует остановиться на феномене "младшей" сестры или дочери, на долю которой выпадают тяжелые испытания. В чем же состоит особый психологический смысл выбора младшей дочери на роль главной героини волшебной сказки?
    Чтобы прочувствовать это, вспомним известную русскую куклу-матрешку. Набор матрешек может включать в себя от трех до трех десятков одинаково раскрашенных кукол; при этом каждая из них помещается внутри другой, большего размера, - и, так далее. Все матрешки помещаются внутри одной, самой большой, "праматери", главы рода. Таким образом, максимальная матрешка, содержащая внутри себя остальные, воплощает в себе две ипостаси: "единичность", т. е. самой себя, и "семьи" – всех остальных матрешек, находящихся у нее внутри. Достанем все куклы и расположим в ряд по ранжиру всю "семью". Самая крупная матрешка по прежнему ассоциируется с "матерью семьи", а остальные – скорее, с "сестрами погодками". Каждая из кукол, как две капли воды, похожа на остальных, отличаясь лишь размером, но это – только внешнее сходство, хотя есть и более существенное, внутренне сходство: все матрешки, за исключением последней, самой маленькой, внутри пусты. Маленькая матрешка цельная; она становится идентичной своим старшим сестрам лишь тогда, когда они "наполняются" остальными, меньшими по размеру, т. е. становятся "младшими" в семье. Получается, что "младшая дочь и младшая сестра" матрешечной "семьи" не только символизирует целостность, но и тенденцию к достижению целостности и полноты каждой из "старших сестер" и "семьи" в целом.
    На этом же примере имеет смысл подчеркнуть характерную символику архетипа "скрытой красоты". Сама конструкция матрешки предполагает "раскрытие" куколки, чтобы найти "скрытую" в ней тайну. Но раскрывая каждую матрешку и обнаруживая в ней следующую, мы устанавливаем между ними сначала внешнюю, а потом и внутреннюю идентичность. И лишь добравшись до последней, мы находим только внешнюю идентичность с предыдущими; самая маленькая матрешка продолжает скрывать внутри "тайну", и в этом смысле она полностью идентична наполненной большой матрешке, т. е. "семье", "роду", "символу". Русская матрешка символизирует бесконечный процесс раскрытия скрытой тайны, т. е. красоты русской женщины, и в этом смысле она обладает характерными чертами архетипа.
    Символика старших сестер в значительной мере определяет содержание персоны, т. е. социокультурного стереотипа. Следует упомянуть, что дальнейшая судьба старших сестер складывается по-разному: либо они бросаются с обрыва в реку и в ней тонут, позавидовав Психее, получившей божественного мужа, либо сгорают от добытого Василисой и преследующего их неземного огня (в обоих случаях исчезают в бессознательном, становясь частью содержания тени); либо живут прежней жизнью в соответствии с существующей ценностной системой.
    Младшая дочь просит отца привезти ей весьма необычный подарок: перышко Финиста ясна сокола (а фактически – самого сокола!). Тот покупает его у старца (символизирующего древний патриархальный мир). Таким образом девушка бессознательно пробует найти связь со своим анимусом, опосредованно (через отцовский комплекс) входя в контакт с архетипом (и это ей без труда удается). Однако, она абсолютно не подозревает о том, что тем самым она только вступает на длинный и трудный путь эволюционного процесса и, в частности, - установления отношений со своим неуловимым и загадочным анимусом.
  Кстати говоря, спектр персонажей, олицетворяющих маскулинное начало (анимус), в русской волшебной сказке очень широк: от зверя лесного - чуда морского (воплощения земной, хтонической природы) до Финиста ясна сокола имеющего прямое отношение к небесам. Среди возлюбленных главных героинь встречаются и волк-оборотень, и полузверь-получеловек, и человек. Такое многообразие воплощений и перевоплощений далеко не случайно. Есть веские основания считать, что в отличие от западной линейной модели развития мужской идентичности, развитие русской маскулинности более многопланово, многомерно и многослойно.
  Начнем с интерпретации, неоднократно повторяющейся  в сказках троичности. В рамках юнгианской символики число три символизирует неполноту системы. Система, стремящаяся к полноте, либо сокращает три до единицы, либо дополняет до четырех. Здесь имеет смысл остановиться на особом акцентировании троекратного повторения, где оно не просто привлекает наше внимание, а прямо-таки режет глаз. В этом легко убедиться: старик имел 3 дочерей; он 3 раза ездил в город за подарками; 3 ночи прилетал к младшей дочери Финист ясна сокол; улетая он поставил ей 3 условия: "…ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве", 3 пары железных башмаком, 3 посоха чугунных, 3 просвиры; на своем пути девушка встречает 3 старух; в доме просвирни она проводит 3 ночи, трижды повторяя 3 условия; девушка с царевичем 3 дня ездят в церковь к заутренней  и, наконец, старик остается втроем с двумя старшими дочерьми.
    Не многовато ли? Такая насыщенность текстовой ткани сказки троекратными повторениями, прежде всего говорит о динамической, напряженной неполноте. Явная или даже нарочитая экспликация троичности несет в себе скрытый подтекст: исполнение действий, которые происходят или должны произойти, необходимо, но недостаточно.
    Железные башмаки, чугунный посох и каменная просвира. Назначение первых двух атрибутов довольно – таки прозрачно: не давать девушке оторваться от земли, не терять с ней связи. На символическом языке женщине сообщается, чтобы она смирила гордыню и даже унизилась. Каменная просвира. Девушке рекомендуется вобрать в себя по крупинке жизненный опыт и мудрое (христианское) отношение к жизни. Ей как бы сказано: чтобы получить то, что ты хочешь, следует научиться твердо ходить по земле, стать сильно и мудрой.
    В отличие от волшебной сказки Апулея, старшие сестры успевают пустить в ход "нож" (острие интеллекта) и ранить сокола (подавить анимус). Каковы же последствия этого вмешательства? Как правило, вытесненной маскулинности не остается ничего другого, как уйти в тень, что и происходит в сказке (царевич женится на просвирниной дочке). Теперь анимус находится в полной власти тени (сокол, усыпленный сонным зельем). Чтобы войти с ним в контакт, требуется не только напряженная внутренняя работа (испытания), но и переоценка ценностей (отказ от подарков в пользу свидания с возлюбленным). И даже после соединения с любимым, новые испытания: побег, поездки в церковь (частичный отказ от прежних ценностей, адаптация к социально-культурным нормам), но эти испытания на сей раз, возлюбленные проходят вместе.
    В жизни бывает иначе. Если женщина терпит поражение, оставляя свою маскулинную часть во власти тени, хорошего ждать не приходится. Чаще всего вытесненная в тень маскулинность проецируется на близкого мужчину (или мужчин). Тогда вы можете услышать нечто такого рода: "Куда подевались настоящие мужчины? Вокруг ни одного нормального мужика – одни особи мужского пола!" Это отчаянный крик подавленного или вытесненного в тень анимуса.

 

Если у Вас возникли вопросы, мы с удовольствием ответим на  них, на нашем форуме сновидений.

     Команда сайта Dhq.ru.